Любопытство вызывает позиция Армении по данному вопросу.
Пока экономику стран СНГ, которые добывают нефть и торгуют ею, лихорадит от переизбытка «черного золота» на мировых рынках, каждый пытается прорваться сквозь невзгоды по одиночке.
И вариантов множество. Например, в Казахстане послышались открытые призывы отказаться от собственной валюты – тенге – и полностью окунуться в рублевую зону. Помнится, сама Аргентина лет десять назад решила расстаться с собственными денежными знаками и полностью перейти на доллар. Благо, «зеленых» в стране хватало с избытком и вся торговля, держалась на «Его величестве» долларе.
Причем, торговля даже розничная, а значит и вся экономика. Но нашлись все же умные люди, остановившие исчезновение знаменитого аргентинского песо, и сохранившие независимость самой страны, так как без собственной валюты не может быть независимой государственности.
И тут нежданно-негаданно в Казахстане, который на три месяца раньше Азербайджана испытал на себе все прелести девальвации, раздаются голоса о недоверии к тенге и полном уважении к российскому рублю. И ведь говорит об этом не водитель такси или кухарка у плиты, а президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат Акуов. «Казахстану нужно отказаться от доллара и евро, объединяться с другими странами и переходить на единую валюту», - заявил он.
Обосновал он свое мнение тем, что «две страны, с которыми мы соседствуем и имеем самые крупные торговые и деловые связи, — это Россия и Китай». «Но у Китая экономически устойчивое положение, их юань весьма стабилен к колебаниям на международном рынке. А со вторым крупным партнером - Россией, с которой нас связывают сотни лет истории, можно и нужно объединяться в рублевую зону», - считает Талгат Акуев.
И, наконец, делает вывод: «Сейчас даже Европа объединилась в экономический союз с единой валютой, почему бы и всем странам ЕАЭС (России, Казахстану, Беларуси, Кыргызстану, Армении) не ввести единую валюту внутри этого союза? Считаю, что самый приемлемый вариант единой валюты на евразийском пространстве – рубль».
Собственно, почему нас это заинтересовало. Во-первых, опыт Казахстана, прошедшего сквозь горнило страшного акта девальвации тенге. А ведь, все было с точностью, как у нас. Вот только некоторые заголовки, говорящие сами за себя, казахстанских СМИ тех дней. «В Казахстане закрылись пункты обмена валюты», «Председатель Нацбанка Казахстана Кайрат Келимбетов: рынок сам определяет, какая стоимость тенге сегодня», «Не работают магазины по продаже техники», «В Астане работают только ночные аптеки». Ничего не напоминает?
Боже упаси, заподозрить нас в отсутствии патриотизма и призывам отказаться от дорогого нашему сердцу маната в пользу какой бы то ни было другой валюты. Любопытство вызывает позиция Армении по данному вопросу. Уж если в богатом углеводородами Казахстане заговорили о единой валюте в рамках Евразийского Экономического Союза (а рублю в нем нет альтернативы), то армянский драм и вовсе подлежит уничтожению, как и само государство, его породившее.
Никаких сомнений в том, что этот вопрос поднимется в Армении, нет. Понятно, что дальше разговоров дело не пойдет, а если и пойдет, то не сразу. Но если Кремль слегка напряжется в противовес попыткам Еревана слинять в куда более перспективный Европейский Союз, то Серж Саргсян вынужден будет сам искать обоснование перехода страны на рубль или привычно зачитает инструкции из Москвы./vesti/